Я НЕ ТЕЛО
Часть 1
Подход к осознанию этого факта
В конце февраля 2020 года мне довелось читать лекцию о Ведах в йога-студии в Одессе. Я говорил о двух принципиально разных энергиях — материальной и духовной, о том, что каждый из нас — духовное существо, душа, частица духовной энергии, и пересказал часть стиха из «Бхагавад-гиты» (18.61) — что живое существо находится в теле как в машине, сделанной из материальной энергии. А затем спросил слушателей, для кого из них эта идея совершенно не нова, кто из них с этой идеей уже живёт. И примерно 90% слушателей подняли руки. Конечно, это были люди, которые пришли на лекцию «Веды: древняя наука о душе», а это значит, что они уже интересуются духовным знанием. Тем не менее нельзя не отметить, что идея о том, что мы не тело, всё больше входит в жизнь людей, которые таким образом начинают постигать сущностные основы нашего бытия и, возможно, также менять свою жизнь в соответствии с ними. А ведь ещё каких-нибудь 35 лет назад в умах людей в Советском Союзе практически безраздельно царил самый грубый материализм: «Я — материальное тело. Когда это тело перестанет работать, моему существованию придёт конец». Вот насколько важным был слом идеологической машины СССР во времена, предшествовавшие его распаду, позволивший начать свободно давать людям знание, содержащееся в Ведах.
Когда я только начал изучать духовную науку, сама постановка вопроса о том, что я не тело, показалась мне несколько необычной. Раньше я никогда не думал таким образом — тело я или нет? То есть сознательно я никогда не думал: «Я тело». Но подсознательно я, конечно же, отождествлял себя с телом. Когда я смотрел на своё тело в зеркале, я думал: «Это я» — и считал, что, когда это тело умрёт, я перестану существовать. У меня и в мыслях не было, что в момент смерти я выйду из этого тела и отправлюсь куда-то. Я считал, что это невозможно, что моё существование полностью зависит от надлежащей работы этого тела, потому что я, моё сознание — это продукт тела, а конкретно, мозга. Это результат движения и взаимодействия атомов и молекул в мозгу. Вот такую идею нам внушала вся советская образовательная система начиная с детского сада. И все вокруг, начиная с родителей (если они не были верующими, что было редкостью), поддерживали эту идею.
Но постепенно я начал переходить на совсем другие позиции — этого требовала открывшаяся информация, отрицать которую было уже невозможно. Я принял ту точку зрения, которую отстаивали люди верующие, чьей философией был не материализм. Эта точка зрения гласит, что я — душа внутри тела, а смерть — это момент, когда душа покидает тело, когда её связь с ним разрывается, в результате чего тело становится безжизненным куском вещества, которым оно на самом деле и является, потому что только присутствие в нём души и тесная связь её с ним заставляет это вещество казаться живым. Я — вечная душа. Моё существование не зависит от этого временного тела. Я смогу жить и без него — я никогда не умру. Именно эту точку зрения проповедуют и Библия, и Коран, и Веды, и именно эту точку зрения «единственно правильная» и «единственно научная» марксистско-ленинская философия, проповедовавшаяся в Советском Союзе на государственном уровне, считала ненаучной, основанной на невежестве и предрассудках. А как же можно было не верить «научной философии», поддерживаемой всей мощью государства? Для этого должны были быть очень веские причины. И эти причины появились, о чём я надеюсь рассказать в других публикациях.