КАК, СОГЛАСНО ВЕДАМ, УСТРОЕН ЭТОТ МИР В этом посте я хочу представить новую статью из подраздела «Веды», размещённую на сайте https://www.haribol.ru/, — «Краткое описание материального мира». Адрес статьи https://www.haribol.ru/kratkoe-opisanie-materialnogo-mira.html. Самое краткое сущностное описание материального мира содержится в стихе 8.16 «Бхагавад-гиты»: «Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, — это места страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь». Речь идёт о возвращении в духовный мир, царство Бога, которое коренным образом отличается от материального мира, подчиняющегося закону времени, творения и разрушения. Даже творец материального мира, Брахма, однажды должен будет умереть. В этой жизни я впервые узнал об этой и о ряде других ведических истин, читая в начале 90-х «Мифологический словарь» под редакцией Е. М. Мелетинского. Вот краткий итог того, что мне посчастливилось прочесть в статье «Юга», написанной филологом и религиоведом академиком В. Н. Топоровым и произведшей на меня огромное впечатление. Юга — обозначение мирового периода. Древняя космографическая традиция насчитывала четыре юги. Первая — Сатья-юга. В ней люди наделены всевозможными достоинствами, не знают горя и болезней; царит всеобщее равенство, все поклоняются одному божеству, и существует лишь одна Веда. Вторая — Трета-юга, когда справедливость постепенно уменьшается; появляются пороки, но все строго соблюдают религиозные обязанности; получают распространение всевозможные жертвоприношения. Третья — Двапара-юга, когда в мире начинают преобладать зло и пороки; единая Веда делится на 4 части, и уже не все способны постичь и исполнять её; людей поражают недуги. Четвёртая — Кали-юга, когда добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах; цари грабят подданных, праведники бедствуют, а преступники процветают, женщины предаются распутству; в человеческих взаимоотношениях царят ложь, злоба, алчность; Веды — в полном пренебрежении. В смене юг закон (дхарма) постепенно теряет опору — вначале он держится на четырёх «столпах», затем — на трёх, на двух и, наконец, — на одном. Продолжительность юг также стоит в отношении 4:3:2:1 — они длятся соответственно 1 728 000 — 1 296 000 — 864 000 — 432 000 лет. Четыре юги составляют одну маха-югу («большую югу» — 4 320 000 лет), а 1000 маха-юг, повторяющихся друг за другом, — одну калпу, или один день Брахмы. Жизнь Брахмы длится 100 божественных лет, по прошествии их уничтожаются не только миры, но и все существа, включая самого Брахму, а затем после 100 божественных лет хаоса рождается новый Брахма. Я был потрясён. Было очевидно, что такую информацию невозможно сочинить. А раз это невозможно сочинить, значит, это правда? Получается, что индуизм располагает информацией об устройстве мира, полученной из неземного источника. Да ещё какой информацией! То, что я прочитал, напоминало невероятно красивое, строгое и логичное научное построение. Ничего подобного этому никогда раньше я не встречал. Маха-юга делилась на четыре части в соотношении 4:3:2:1. В результате она оказывалась в 10 раз длиннее, чем самая короткая её часть — Кали-юга. А 1000 маха-юг составляли один день Брахмы. Брахма живёт сто своих лет, а затем умирает и материальное творение уничтожается. Наступает такой же по продолжительности период хаоса, после чего рождается новый Брахма, и материальный мир творится вновь. И так без конца. Дурная бесконечность? А как ещё должен существовать материальный мир? По идее он не должен был бы существовать вообще. Но раз уж он существует, а это факт, который невозможно отрицать, он и должен проходить через бесконечный цикл творения — разрушения. Наоборот, именно идея эволюции материального мира во что-то более совершенное выглядела притянутой за уши. Это была идея прогресса. Материального прогресса. Но я уже не был тогда материалистом. И именно идея циклического существования материального мира подобно четырём временам года выглядела наиболее логичной. В вечности всё должно уже существовать. Нелепо ожидать какого-то «становления» в вечности. Всё, что становится, должно также и исчезнуть. Это сфера действия времени, но не вечности. Духовная по своей природе душа существует в вечности, в духовном мире. В сфере материального мира вечность присутствует в виде бесконечной череды сменяющих друг друга циклов творения и разрушения. Харибол

Теги других блогов: Веды материальный мир Юга