ПРЕДЫСТОРИЯ «БХАГАВАД-ГИТЫ» «Бхагавад-гита» — это сжатое и очень концентрированное изложение науки йоги (науки самоосознания и науки взаимоотношений со Всевышним). Рассказчик «Бхагавад-гиты» — Сам Верховный Бог, Бхагаван Шри Кришна, пришедший на землю и играющий роль исторической личности. В ведической литературе говорится, что Верховный Господь приходит на землю в Своём изначальном образе Кришны один раз в день Брахмы. Каждый новый день Брахмы — это как новый день творения. Согласно Ведам, день Брахмы, или калпа, длится 4 320 000 000 лет. Он делится на 14 манвантар, в каждую из которых вселенной правит соответствующий Ману. День Брахмы также делится на 1000 маха-юг, каждая из которых представляет собой цикл из четырёх юг — Сатья-юга (1 728 000 лет), Двапара-юга (1 296 000 лет), Трета-юга (864 000 лет) и Кали-юга (432 000 лет), но в ту маха-югу, в которую приходит Кришна, сначала наступает Трета-юга, а затем Двапара-юга. Согласно Ведам, Кришна приходит на землю в конце Двапара-юги 28-й маха-юги седьмого Ману, то есть примерно в середине дня Брахмы. Этот приход Кришны состоялся примерно 5000 лет назад (по шкале времён Брахмы — пять сотых секунды назад), когда с начала нынешнего дня Брахмы прошло примерно 2 миллиарда лет. На протяжении этих без малого 2 миллиардов лет во вселенной разворачивались события, которые можно назвать предысторией прихода Кришны и предысторией «Бхагавад-гиты». Эти события описаны в таких разделах ведической литературы, как Пураны и Итихасы (исторические хроники). Очевидно, что всё, о чём говорится в Ведах, будь то хронология или священная история, невозможно подтвердить или опровергнуть экспериментально. Это можно либо принимать на веру, либо не принимать. Основания, по которым мы принимаем утверждения Вед на веру, необходимо рассматривать отдельно в контексте поисков истины тем или иным конкретным человеком. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет о непогрешимости ведических источников знания во Введении к «Бхагавад-гите» (см. две последовательные публикации начиная с https://vk.com/stanislavskiy?w=wall9393275_136%2Fall). Во время последнего присутствия Кришны на земле в определённый момент историческая ситуация сложилась так, что должна была произойти грандиозная битва между потомками царского рода Куру. На одной стороне были сыновья царя Дхритараштры, называвшие себя Кауравами (потомками Куру), и их союзники, а на другой — их двоюродные братья, сыновья царя Панду, которых называли Пандавами, и их союзники. Поскольку Пандавы сражались за правое дело, во имя торжества принципов религии, Кришна принял их сторону. Более того, Он решил, что будет править колесницей Арджуны (одного из пятерых братьев Пандавов), то есть исполнять роль колесничего, таким образом поставив Себя в положение подчинённого и слуги Своего преданного. «Бхагавад-гита» была рассказана Кришной Арджуне перед началом битвы, когда Арджуна попросил Кришну вывести его колесницу вперёд и поставить между двумя армиями, чтобы Арджуна, который был военачальником, мог обозреть поле битвы. Пять тысяч лет назад на нашей планете ещё действовала общественная система, установленная Богом и называемая системой варнашрамы. Эта система подразумевает монархический принцип правления. Вся планета находилась под управлением одного императора, который был царём мира. Столицей мира был город Хастинапур (в наше время на его месте расположена столица Индии Нью-Дели). Обязанностью императора было править согласно принципам, установленным Богом. Император должен был прислушиваться к советам святых людей и сам должен был быть святым, то есть чистым душой. Однако приближалась Кали-юга, век деградации, и у царя Дхритараштры родились сто сыновей, возглавляемые Дурьйодханой, который был обуян жаждой власти и был таким образом очень далёк от святости. Дхритараштра родился слепым, поэтому на престол был возведён его младший брат Панду. Однако Панду рано умер, оставив после себя пятерых сыновей, которые ещё не достигли совершеннолетия. После смерти Панду Дхритараштра, несмотря на слепоту, был официально возведён на престол. Согласно династическому правилу трон мира должен был достаться старшему сыну Панду Юдхиштхире, однако Дурьйодхана начал совершать одно преступление за другим с целью самому стать императором мира. Слабость Дхритараштры заключалась в том, что он всячески потакал своему нечестивому сыну. Обманным путём лишив Пандавов царства, Дхритараштра и Дурьйодхана пообещали вернуть им его при выполнении определённого условия. Пандавы выполнили условие, но Дурьйодхана, которому Дхритараштра фактически передал все бразды правления, отказался выполнить своё обещание. Таким образом война стала неизбежной. Более подробно предысторию «Бхагавад-гиты» я надеюсь изложить в отдельной серии публикаций. Скачать «Бхагавад-гиту»: https://www.haribol.ru/files/bhagavad-gita.doc