ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, К БОГУ
Часть 5
Жизнь в этом мире и памятование о Боге
Конспект Введения к «Бхагавад-гите» близится к завершению. Осталось всего несколько выпусков. Когда я начинал его, даже не думал, что эта работа займёт у меня больше года. И это только Введение! Правда, конспект очень подробный, по моему замыслу он включает в себя все идеи, содержащиеся во Введении, и всю логику их изложения.
В представленной здесь части Введения хочу особо отметить две идеи. Первая: духовная жизнь не означает пренебрежение потребностями материального тела или некий искусственный отказ от деятельности в материальном мире. Однако хочу отметить, что область «правильного отношения», или правильного понимания, достаточно узка, а слева и справа от неё простираются широкие поля, которые представляют собой «стремление наслаждаться материальным миром» и «ложное отречение от него». Чтобы попасть в эту узкую срединную область, необходимо развивать духовную интуицию и, конечно, много слушать и читать из авторитетных источников, а также углублённо и молитвенно размышлять об услышанном и прочитанном. И, конечно же, применять знание на практике — слушать и повторять имена Бога и заниматься всеми остальными практиками садханы.
Второе, что я хотел бы отметить, — в конце этой части Введения Бхактиведанта Свами говорит о любви к Богу. Любовь — это самое таинственное, самое непостижимое и самое сокровенное чувство. Оно с большим трудом поддаётся логическому анализу, если вообще поддаётся. Тем не менее любовь — это основа основ. Пробуждение дремлющей в нас любви к Богу — это цель духовной практики. В своём Первом соборном послании (4.8) апостол Иоанн говорит: «…Бог есть любовь». А первая и главная заповедь Иисуса заключается в том, чтобы мы любили Бога всем сердцем, всем умом, всем существом. Такую любовь невозможно вызвать искусственно, она должна естественным образом пробудиться в нашем сердце. И это именно то, чему стоит посвятить жизнь. И даже не одну жизнь. Столько, сколько потребуется.
Тем не менее, несмотря на всю сокровенность предмета, его эзотеричность в самом подлинном смысле слова, наука о любви существует. В этом посте я смог коснуться темы бхакти, или духовной любви, лишь в двух словах, не претендуя на её раскрытие ни в какой степени. Но я хотел бы когда-нибудь вернуться к тому, что говорят на эту тему великие святые, достигшие чистой любви к всесовершенному Верховному Другу и Возлюбленному.
ОБЗОР «БХАГАВАД-ГИТЫ КАК ОНА ЕСТЬ»
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Введение. Часть 24
Конспект
«Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны и в то же время сражаться, исполняя свой долг. Посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум сосредоточенными на Мне, ты непременно достигнешь Моей обители» (Б.-г., 8.7).
Кришна никогда не советовал Арджуне просто медитировать на Него и отказаться от любых видов деятельности; Господь никогда не станет предлагать нам чего-то невыполнимого.
Человек, живущий в материальном мире, должен работать, чтобы поддерживать душу в теле.
Человеческое общество делится на четыре сословия (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) в зависимости от рода деятельности.
Деятельность брахманов, или интеллектуалов, отличается от деятельности кшатриев (правителей).
Люди, принадлежащие к классу торговцев и предпринимателей (вайшьев) и к классу рабочих (шудр), склонны к выполнению именно того типа труда, который является обязанностью этих классов.
Но каждый — будь то рабочий, торговец, правитель, крестьянин или даже представитель высшего сословия (писатель, учёный или богослов) — должен трудиться, чтобы жить.
Поэтому Господь говорит Арджуне, что ему не нужно отказываться от исполнения своих обязанностей; однако, исполняя их, он должен помнить о Кришне (мам анусмара).
Если, ведя борьбу за существование, человек не научится помнить о Кришне, он не сможет вспомнить о Нём в момент смерти.
Господь Чайтанья также советует нам постоянно повторять святые имена Господа (киртанийах сада харих).
Имена Господа и Сам Господь неотличны друг от друга.
Поэтому, когда Господь Кришна говорит Арджуне: «Помни обо Мне», а Господь Чайтанья призывает: «Постоянно повторяйте имена Господа Кришны», Они говорят об одном и том же.
Между двумя этими наставлениями нет никакой разницы, так как имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга.
На абсолютном уровне не существует разницы между предметом и его названием.
Поэтому мы должны научиться всегда, круглые сутки, помнить о Господе, повторяя Его имена и организовав свою жизнь и деятельность таким образом, чтобы постоянно помнить о Нем.
Ачарьи приводят пример ситуации, в которой имеет место такое постоянное памятование.
Когда замужняя женщина любит другого мужчину или женатый мужчина — другую женщину, их привязанность обычно очень сильна; человек, оказавшийся в подобной ситуации, постоянно думает о любимом или любимой.
Замужняя женщина, мысли которой заняты возлюбленным, даже занимаясь домашними делами, всё время думает о встрече с ним; в действительности она выполняет домашнюю работу даже более тщательно, чем прежде, чтобы муж не догадался о её привязанности.
Так и мы должны постоянно помнить о верховном возлюбленном, Шри Кришне, и вместе с тем добросовестно исполнять свои обязанности в материальной жизни.
Для этого нужно очень сильно любить Господа.
Если мы будем испытывать к Господу сильное чувство любви, то сможем выполнять возложенные на нас обязанности и одновременно думать о Нём.
Однако для этого необходимо развить в себе любовь к Богу.
Скачать «Бхагавад-гиту»:
https://www.haribol.ru/files/bhagavad-gita.doc