САНАТАНА-ДХАРМА — ВЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУШИ
Часть 2
Можно сказать, что сектантство — это всё, что представляет Бога не чисто, с искажениями. Соответственно, практика, идущая от людей, имеющих не чистые, в какой-то степени искажённые представления о Боге, является сектантской. Само слово «сектантский» предполагает как бы отсечение от истины.
Истина меня интересовала всегда, но меня никогда особо не интересовали никакие религии. Конечно, в этом сыграла свою роль атеистическая идеология, которая тогда была господствующей. Тем не менее я всегда чувствовал, что истина — это нечто большее, чем любая из «религий» — официальных или неофициальных, традиционных или нетрадиционных. Поэтому меня привлёк афоризм, который иногда формулируют в положительном смысле, а иногда в отрицательном: «Высшая религия — это истина» и «Нет религии выше истины». Конечно, люди, которые берут на вооружение этот афоризм и, образно говоря, «пишут его на своих знамёнах», тоже зачастую занимаются искажением истины. Но сама идея, как мне представляется, сформулирована верно. Она отражает тот факт, что существует единая всеобъемлющая истина, которую нужно стремиться познать, а то, что мы называем религиями, — это более или менее искусственные системы, пытающиеся ограничить человека в его стремлении познать истину, поставить его в какие-то не очень естественные рамки.
Тот, кто познал истину во всей её полноте, выходит за рамки любых религиозных обозначений и любых других обозначений, относящихся к временному телу и уму. Но к нему можно применить обозначения, относящиеся к его непосредственной связи с Богом, высшей абсолютной истиной. Поэтому его можно назвать настоящим вайшнавом (преданным Бога), а также настоящим христианином, настоящим мусульманином и даже настоящим буддистом, если понимать, кто такой Будда на самом деле.
Понятие санатана-дхармы как вечной обязанности живого существа, которую невозможно изменить, чрезвычайно глубоко и требует такого же глубокого осмысления. Санатана-дхарма — это то, что остаётся истиной всегда несмотря ни на что. А то, насколько мы близки к этой истине, зависит от каждого из нас индивидуально. От нашего желания. От нашей искренности.
Бхактиведанта Свами говорит, что необходимо выявить то существенное качество, которое вечно присуще живому существу и неотделимо от него. Об этом качестве мы будем говорить в следующем посте.
ОБЗОР «БХАГАВАД-ГИТЫ КАК ОНА ЕСТЬ»
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Введение. Часть 15
Конспект
Понятие санатана-дхармы не относится ни к какой сектантской религиозной практике.
Санатана-дхарма — это вечная деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом; это вечные обязанности живого существа.
Слово санатана, согласно объяснению Шрипады Рамануджачарьи, означает «то, что не имеет ни начала, ни конца», поэтому мы должны признать, что у санатана-дхармы нет ни начала, ни конца.
Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы.
Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить — сегодня верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое; между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять.
Например, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, а тепло нельзя отделить от огня; точно так же у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность.
Опираясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, мы должны исходить из того, что у санатана-дхармы нет ни начала, ни конца.
То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками.
Те, кто исповедует какую-то сектантскую веру, могут по ошибке считать санатана-дхарму таким же типом веры, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана-дхарма — это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной.
У любой веры, не относящейся к категории санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остаётся с живым существом.
В авторитетных шастрах (священных писаниях) говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает, оно вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели бренного материального тела.
Смысл религии как санатана-дхармы можно понять исходя из значения санскритского корня этого слова.
Дхармой называют качество, вечно присущее данному объекту.
Атрибуты огня — это тепло и свет; то, что лишено тепла и света, не является огнём.
Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него.
Это качество должно быть вечно присуще живому существу; оно-то и составляет его вечную религию.
Скачать «Бхагавад-гиту»:
https://www.haribol.ru/files/bhagavad-gita.doc