КТО Я? Часть 1 ДУША И ТЕЛО — РАЗНЫЕ СУЩНОСТИ В ведическом священном писании «Шримад-Бхагаватам» (11.10.8) сказано: «Как огонь, который воспламеняет дрова и наделяет их способностью освещать всё вокруг, отличен от самих дров, так и самопросветлённая вечная душа, которая созерцает окружающий мир и озаряет тело сознанием, отлична от своего тела. Иначе говоря, душа и тело обладают разными свойствами и представляют собой отдельные категории бытия». В детстве и молодости я думал, что душа, или сознание, — это что-то производное от тела, а конкретно, от мозга, и если мозг разрушится, то сознание будет безвозвратно утеряно. Такая философия называется «материализм», и нас всех учили быть твёрдыми материалистами. Как я пришёл к отрицанию материализма? Это долгая история. Но в конечном итоге я пришёл именно к тому, что душа и тело — разные сущности, или, как сказано в переводе стиха из «Шримад-Бхагаватам», «отдельные категории бытия». Другими словами, когда тело разрушается, душа, или «я», не прекращает существовать. Этот стих совершенно великолепен. Давайте рассмотрим его по порядку. 1. Аналогия с огнём и дровами. Огонь и дрова — это разные вещи. Но когда дрова объяты пламенем, кажется, что это нечто единое. Так и душа отлична от материального тела, но люди, заворожённые «магией» тела, не могут взять этого в толк. Им кажется, что физическое тело — это неотъемлемая часть «меня». Огонь воспламеняет дрова, и кажется, что это они освещают всё вокруг. Точно так же душа «оживляет» материальное тело, которое начинает казаться живым. На самом деле материя «живого» тела точно так же мертва, как и любая другая материя. Любое вещество, выделенное из «живого» тела, а значит, убранное из-под влияния живой души, обладает такими же свойствами, как и вещество, полученное из «неживого» источника. 2. Из перевода стиха мы узнаём, что душа отлична от тела. В самом же исходном стихе содержится дополнительная информация. Тело в нём названо «стхула-сукшма-деха», что означает «грубое и тонкое тело». Душа отлична не только от грубого тела, состоящего из атомов и молекул, но и от тонкого тела, состоящего из ума, разума и ложного эго. Это означает, что душа по своей природе духовна, не материальна. Словом «душа» часто называют не только духовную душу, но и разные аспекты тонкого материального тела, и это создаёт путаницу. Один и тот же проповедник может говорить «я душа», а через минуту он уже говорит, что нам нужно наполнить какими-то энергиями «всю свою душу». Если вы и есть душа, то что вы хотите наполнить этими самыми энергиями? Таким образом, очень полезно знать, что существует особое, тонкое тело, которое ответственно за ментально-эмоциональную сферу человека и которое остаётся с нами (душой), когда мы покидаем грубое тело. Долгое время я не мог запомнить, какое из слов «стхула» и «сукшма» относится к грубому телу, а какое к тонкому, пока не выработал для себя мнемоническое правило: «стхула» похоже на «стул» — что-то твёрдое, прочное, следовательно, относится к грубому телу, а «сукшма» — это «с» + «кшма», слово, похожее на выдох или шелест ветра, а значит, относится к чему-то тонкому. Итак, я не тело. Я душа. Причём не та «душа», которая представляет собой ментально-эмоциональную сферу, — это на самом деле тонкое тело, ум, — а самая центральная единица, чистое духовное «я». Поэтому приходится вводить особую терминологию — «духовная душа». Я духовная душа, я не тело и не ум. Я — центральная неделимая единица, отличная от всех своих оболочек. Только сбросив все эти материальные покровы, я могу быть свободной. Не знаю, кто впервые ввёл на английском языке этот термин — spirit soul, духовная душа, но он широко используется нашим духовным учителем и его предшественниками в цепи ученической преемственности, писавшими по-английски. На санскрите же в стихе, который мы рассматриваем, для души использовано слово «атма». 3. В стихе говорится, что душа созерцает окружающий мир и озаряет тело сознанием. Душа генерирует жизненную энергию, которая пронизывает всё тело. Именно душа является тем, кто в конечном счёте воспринимает всю информацию, поступающую через органы чувств, и все ощущения, возникающие в теле и уме. 4. Душа в этом стихе названа самопросветлённой. Общеизвестно, что просветление обусловленной душе дарует Верховный Господь. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что, хотя Господь, несомненно, наделяет душу сознанием, та сама, наполненная энергией Господа, обладает способностью возродить и развить в себе изначальное, чистое сознание. В этом смысле душу можно считать самопросветлённой. 5. «Я», или духовная душа, не имеет ничего общего с материей. Это «отдельные категории бытия». Душа вечна, а материальное тело, будь то грубое или тонкое, временно. Можно услышать такую точку зрения, что душа без тела как будто бы ущербна. Она не может действовать. Чтобы действовать, она должна воплотиться в физическом теле. В то же время ведическое учение утверждает, что материя, материальное тело чужды духовной душе и от них нужно освободиться. Чтобы понять, в чём заключается истина, необходимо вспомнить о том, что в материальном мире духовная душа покрыта двумя типами тел — грубым физическим телом и тонким ментальным телом. Оставляя грубое тело в момент смерти, душа остаётся покрытой тонким телом, и иногда в таком состоянии, то есть без грубого тела, «зависает» там, где она жила до смерти (это называется «привидение»), или, возможно, даже на какой-то длительный срок становится «духом» без грубого тела. Это состояние действительно можно признать не вполне естественным. Обусловленной душе, находящейся в материальном мире, грубое тело «положено по штату». Без него ей, похоже, действительно неуютно. Вот почему привидения и духи часто пытаются завладеть чьим-то грубым телом, чтобы действовать через него. Интересную информацию о жизни привидений можно почерпнуть из американского фильма «Привидение» (режиссёр Джерри Цукер, 1990). Однако душа, очистившаяся от любой связи с материей, попадает в духовный мир, который Шрила Бхактиведанта Свами называет «антиматериальным» (апракрита). Это совершенно другое состояние бытия. Нужно ли душе тело в этом состоянии? Можно сказать, что да, но дело в том, что в духовном мире сама душа является своим собственным телом. У неё есть духовная форма, духовное тело, которое неотлично от неё самой. Поэтому духовную душу ни в коем случае нельзя считать «неполной», или «ущербной», нуждающейся в каком-то внешнем теле для обретения полноты бытия. Все представления о том, что наше нынешнее физическое тело имеет какое-то отношение к нашей вечной форме и нашим вечным качествам как духовных душ, основаны на невежестве, хотя именно эти представления продвигаются служителями официальных религий как идея «телесного воскресения». Рассмотренный нами стих из «Шримад-Бхагаватам» был произнесён Кришной, когда Он давал духовные наставления Уддхаве, Своему двоюродному брату и другу. Эти наставления содержатся в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», в главах с седьмой по двадцать девятую. Поэтому эта часть Одиннадцатой песни называется «Уддхава-гита». Соответственно, наш стих может обозначаться как «Шримад-Бхагаватам, 11.10.8» или как «Уддхава-гита, 4.8».

Теги других блогов: душа тело сознание