ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ Часть 2 В «Бхагавад-гите» (13.13) Кришна говорит: <…> Брахман, дух, не имеющий начала и подвластный Мне, не подчиняется закону причин и следствий, который действует в материальном мире. Брахман — важнейшее понятие ведической (так называемой «индийской») философии. Об опыте соприкосновения с Брахманом или погружения в Брахман говорят многочисленные мистики, называя его самыми разными именами. Брахман — это мистическая первооснова, или первоначало. Брахман — это дух, если говорить на языке европейской философии. Но из этого стиха мы узнаём, что Брахман подвластен Кришне, а Кришна — это Личность Бога. Верховная Личность. Во Введении к «Бхагавад-гите» А. Ч. Бхактиведанта Свами говорит: «Наблюдая в мироздании удивительные, чудесные явления, мы должны всегда помнить о том, что за космическим проявлением стоит его повелитель. Без творца и повелителя ничто не может существовать». И далее он говорит, что весь механизм вселенной работает под надзором Верховного Господа. Это принцип управления. На самом верху всегда должна быть управляющая личность, иначе ничто работать не сможет. Это, однако, не нужно понимать упрощённо. Да, можно создать, например, завод-автомат, который будет выпускать продукцию «без участия человека» за счёт одних только конвейеров и роботов. Но и за ним должны присматривать люди — обеспечивать бесперебойную доставку сырья и энергии и отвоз готовой продукции, не говоря уже о ремонте и замене вышедших из строя механизмов. А главное, чтобы такой завод смог работать, кто-то должен был его спроектировать, построить и запустить. Обычно это сотни людей, но среди них всегда есть один ответственный за весь процесс в целом. Если ответственный человек прекратит выполнять свои функции по надзору за работой завода, рано или поздно где-то произойдёт сбой и завод-автомат остановится. В материи самой по себе не заложен принцип самоорганизации, наоборот, она стремится перейти в максимально хаотичное (неупорядоченное) состояние. Именно поэтому материальные механизмы имеют свойство изнашиваться, ломаться и выходить из строя. Точно так же и механизм вселенной не может работать без личности, осуществляющей надзор и управление. Эти функции выполняет Сверхдуша, являющаяся Верховной Личностью. Материалисты утверждают, что материя безлична и содержит в себе всё необходимое для работы механизма вселенной, а принцип личности вторичен по отношению к материи. Но такое представление ошибочно. Принцип управления гласит, что на вершине мироздания находится Личность Бога. Есть также деисты, утверждающие, что Бог дал первоначальный толчок, после чего мир заработал сам по себе и Бог больше не вмешивается в его функционирование. Но на самом деле участие Бога в делах материального мира необходимо, поскольку в нём находятся духовные существа, души, в жизни которых Бог принимает непосредственное участие. Да и сама по себе материя одновременно отделена и неотделима от Бога. Это сложная тема, но вывод прост — Бог установил законы, по которым существует материальный мир, и не вмешивается лично и непосредственно в работу механизма вселенной, но осуществляет полный надзор и при необходимости — когда живые существа об этом просят — принимает непосредственное участие в их жизни. Он сохраняет полное господство над материальным творением и может делать в нём всё, что пожелает.