ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ
Часть 1
Прошу прощения у всех, кто уже заждался заявленной ранее публикации о принципе управления. В качестве компенсации в ней будет особенно «много букв» :).
Философ Вольтер сказал: «Я не могу представить, как часовой механизм вселенной может существовать без часовщика».
Мысль здравая и вполне очевидная. С точки зрения одной категории людей. Другие же не согласятся с этим утверждением.
Но давайте немного поговорим о самом Вольтере, о его воззрениях и о некоторых весьма интересных сопутствующих моментах.
Кем был Вольтер — теистом или атеистом? Будучи ровесником XVIII века, он всего лишь каких-то 12 лет не дожил до так называемой Великой французской революции, загубившей огромное количество народа. «Один из величайших французских философов-просветителей», Вольтер, по-видимому, всю жизнь колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души. В интернете можно найти приписываемое ему изречение: «Боже, если ты есть! Спаси мою душу. Если она есть».
Если это изречение действительно принадлежит Вольтеру, то непонятно, о спасении кого или чего он просит Бога. Такие просьбы — «Спаси мою душу» — характерны для людей, прочно отождествляющих себя с материальным телом. Но что, в их понимании, есть эта самая душа? И кто тогда я? Материальное тело? Которое, ясное дело, спасти невозможно, рано или поздно ему придёт конец. По-видимому, человек считает, что это тело и есть он сам, но, возможно, существует ещё и какая-то душа. И вместо просьбы к Богу: «Спаси меня, душу», у него выходит: «Спаси мою душу».
С точки зрения чёткого духовного понимания и логики приведённое выше изречение Вольтера — бессмыслица. Но не с точки зрения духовной психологии. Ведь, в сущности говоря, это просто крик души — вопль страдающего живого существа, взывающего к Богу о защите и спасении. И ценность такого обращения к Всевышнему нельзя преуменьшать. Это та ниточка, какой бы тонкой она ни была, которая может связать с Богом даже самого, казалось бы, отпетого атеиста, и в результате действительно послужить источником спасения.
У сторонников различных религиозных направлений очень длинный список претензий к Вольтеру. Похоже, он действительно ухитрился написать много неоднозначных и, наверное, оскорбительных вещей о священных писаниях и признанных святых, преданных Бога. Ну а уж официальной церкви досталось, по-видимому, сполна. «Уничтожьте подлую!» — этот афоризм принадлежит Вольтеру, хотя он больше известен в не совсем адекватном переводе — «Раздавите гадину!».
Мифотворчество — вообще особенность нашей эпохи. Многое из того, что приписывают известным людям, они либо не говорили, либо говорили, но не совсем то, смысл изначального высказывания был другим. Чтобы установить истину, всегда не лишне проверить — вот и я попытался найти источник изречения, приведённого в начале.
Выяснилось, что Вольтер сказал это в 1772 году, за шесть лет до смерти (а прожил он 83 года), в работе под названием “Les Cabales”. Точная цитата, согласно найденному источнику, выглядит так: «Вселенная смущает меня: я не могу представить, что часы существуют и действуют, но нет часовщика». А теперь давайте посмотрим, как эти слова обычно цитируются — на английском: “I cannot imagine how the clockwork of the universe can exist without a clockmaker” — и на русском: «Я не могу представить, как часовой механизм вселенной существует без часовщика».
Заметили разницу? В изначальном варианте Вольтер говорит, что, наблюдая работу этого грандиозного часового механизма вселенной, он не может себе представить, что у него не было творца (часовщика — мастера, который не столько ремонтирует часы, сколько создаёт их, clockmaker на английском). Это первоначальное изречение превратили в броский и запоминающийся афоризм (английский вариант), который утверждает, в сущности, то же самое. Но в широко распространённом русском переводе куда-то исчезло слово can (может), и в результате получилось, что «часовой механизм вселенной существует без часовщика», то есть часовщика всё-таки нет, это установленный факт, — а механизм работает, и Вольтер не может себе представить, как такое возможно.
Уловили подмену? Поэтому не используйте это изречение Вольтера в русском переводе, который приведён последним, — пользуйтесь точным переводом с английского, приведённым в начале: «…как часовой механизм вселенной может существовать без часовщика». Именно этого не мог себе представить Вольтер.
Почему философ не мог отделаться от мысли о существовании творца вселенной? Потому что в данном случае его не подвела духовная интуиция. В отличие от всех тех атеистов, которые прекрасно могут себе представить вселенную без Бога. Им вообще всё равно, что себе представлять — хоть галопирующую лошадь на помидоре, рождённую болезненным воображением Сальвадора Дали. Хотя нет, не всё равно — существование Бога они себе представить не могут, эта идея им глубоко противна.
В своих высказываниях о существовании Бога Вольтер колебался так же, как и в вопросе о бессмертии души. Взять хотя бы такое его изречение: «Если бы Бога не существовало, его нужно было бы придумать». То есть Бог вроде бы есть, но если бы не было, то нужно было бы сказать, что Он есть.
«Но не радуйтесь! Послушайте, что он говорит дальше!» — пишет один атеист. А говорит он следующее: «Иначе как бы богатые могли защищать свои богатства от бедных?»
Ну и что? По мнению Вольтера, идея существования Бога помогает богатым сохранять свои богатства от экспроприации бедными. Тем не менее он утверждал, что Бог есть. И при этом не одобряет такой экспроприации.
А в другой раз Вольтер по тому же поводу вроде бы утверждал, что Бога нет, но обычным людям об этом лучше не говорить, иначе они могут «сорваться с цепи». «Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: „Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания“».
Вольтер критиковал как церковь (и, вероятно, за дело), так и атеизм. Его обычно считают деистом (это не атеист, но и не совсем теист), верящим в существование Творца, не вмешивающегося в дела вселенной. Такое представление о Боге является частичным, ограниченным отражением истины, явленной в Ведах.
Тем не менее Вольтер, по-видимому, не избежал расплаты за свою неосторожность, когда, критикуя «религиозные суеверия», допустил оскорбление по адресу одного из библейских пророков. Утверждают, что перед смертью в припадке безумия Вольтер пытался пить собственную мочу и поедать собственные испражнения. О достоверности этих рассказов судить трудно, но, например, известный православный библеист и богослов А. П. Лопухин (1852–1904), посвятивший критике Вольтера большую статью, не сомневается, что всё именно так и было. Во всяком случае известно, что смерть Вольтера была мучительной.
Но вернёмся к принципу управления. Этот принцип гласит, что у творения всегда есть творец, а у энергии — владелец, управляющий этой энергией. Творец, владелец и управляющий всегда является личностью. Принцип личности всегда стоит над принципом энергии и над принципом творения. Мы все личности, обладающие способностью творить и в той или иной степени управляющие различными энергиями. А Бог — Верховная Личность, Он творец всего, властелин всех энергий и тот, кто в совершенстве управляет всем.
Законы — это информация. У информации тоже всегда есть источник — личность. Мы все прекрасно знаем, что не бывает законов без законодателя. И законы природы, познаваемые учёными-материалистами и не материалистами посредством чувственного опыта, здесь не исключение. Все законы природы установлены Богом. А поскольку Бог стоит над материальной природой, то Сам Он не связан этими законами.
В конспективной форме принцип управления, сформулированный А. Ч. Бхактиведантой Свами во Введении к «Бхагавад-гите как она есть», выглядит так:
«Материальная природа действует под управлением Господа, она не является независимой. За космическим проявлением стоит тот, кто им управляет. Без управления ничто существовать не может.
Разумный человек знает, что за машиной всегда стоит управляющий ею человек, так и Верховный Господь управляет всем, что происходит».
Философу Вольтеру очень повезло. Несмотря на всю его непоследовательность и все неоднозначные слова и поступки, своим афоризмом о вселенском часовщике ему удалось привлечь внимание великого святого — моего духовного учителя, который процитировал это изречение в заставке к нескольким своим лекциям. А это значит — я уверен, — что у Вольтера всё будет хорошо. У той души, которая присутствовала на этой земле в 1694–1778 годах под именем Франсуа-Мари Аруэ и была известна под псевдонимом Вольтер, а сейчас находится кто знает где кто знает в каком теле, всё будет хорошо. Потому что Бог обратит на неё особое внимание. Таковы законы божественного управления и божественной любви.